Краткая история Константинополя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Краткая история Константинополя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После раскола государства самой сильной и жизнеспособной оказалась Никейская империя. Греки становились все значительнее, их влияние разрасталось. В середине 13 века правитель никейцев Михаил VIII Палеог совершил попытку завоевания Константинополя, но латиняне одержали победу, отстояв свой город. Через некоторое время попытка завоевания была совершена повторно, и в этот раз план удался. Греки взяли столицу хитростью, проникнув за ее стены через водосток. С этого момента власть в Константинополе перешла к представителям династии Палеологов, хотя восстановить город до прежнего величия так и не удалось – уж слишком велика была разруха. Константинополь оставался в таком плачевном положении вплоть до середины 14 века.

Возвращение Константинополя в Византии

Основные вехи в истории Константинополя (кратко):

  • 330 год — римский город Византий был назван Константинополем. Он стал столицей Восточной Римской империи, или Византии (которая образовалась после раздела Римской империи).
  • 527-565 годы — масштабное народное восстание «Ника» против императора Юстиниана, который насильно переводил константинопольцев в христианскую веру. В результате 35 тыс. убитых, мятежи подавлены.
  • VI век — начало расцвета Константинополя и всей Византийской империи. Вплоть до 13 века город оставался крупнейшим центром культуры, науки и торговли в Европе.
  • 717 г — неудачная попытка арабов осадить Константинополь.
  • IX век — на Константинополь напали русичи под предводительством Аскольда и Дира, но осада провалилась и древнерусские киевские князья отступили.
  • Начало X века — киевский князь Олег попытался взять Константинополь. Стороны условились о мире: Константинополь откупился выгодными условиями для киевских торговцев.
  • Середина X века — киевский князь Игорь попытался завоевать город, но не смог.
  • 957 год — жена Игоря Ольга приехала из Киева в Константинополь и приняла крещение.
  • 1097 г — в Константинополе собрались войска крестоносцев для участия в Первом Крестовом походе против тюрков-мусульман, завершившимся победой европейцев.
  • 1204 г — город захватил король Фессалоники Бонифаций I. После падения своей столицы Византийская империя распалась на маленькие царства.
  • 1453 г. — турок Мехмед II Завоеватель взял Константинополь и убил последнего византийского императора Константина. Город назвали Стамбулом и сделали столицей Османской империи.

Где находится Константинополь, в какой стране?

Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи. Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны. Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название. Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать. Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи. Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.

Константинополь после Константина (4-9 века)

После смерти Константина (337г.) началась острая и кровавая междоусобная война между его прямыми наследниками, закончившаяся в 353 году победой одного из них — сына Константина — Констанция – который вновь смог объединить империю. Именно при нем начал функционировать первый Софийский собор и Храм Святых Апостолов, служивший до 11 столетия местом погребения византийских правителей.

Впоследствии византийские правители сменяли друг друга на престоле, меняя не только ориентир развития города, но и даже его религию, как например, Юлиан Отступник, взявшийся в начале 60-х годов 4 столетия за реставрацию язычества.

Одним из наиболее выдающихся правителей Константинополя и Римской империи во второй половине 4 столетия стал император Феодосий Великий (379-395 гг.), начавший карьерный рост как талантливый полководец, разгромивший готов. Затем он возглавил Восточную Римскую империю, и на некоторое время сумел объединить всю Римскую империю. Именно при нем на Ипподроме появился знаменитый Египетский обелиск. Также этот император известен тем, что запретил проведение Олимпийских игр, как языческое мероприятие.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное исламское государство — Арабский халифат. Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

Читайте также:  Доля в квартире: инструкция по применению

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

А как сейчас называется Константинополь?

Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито… Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.

Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:

  • Стены древних крепостей.
  • Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
  • Прославленный ипподром.
  • Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.

Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» – так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название — плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого

Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода с IV до начала VI вв. тесно связано со взаимоотношениями, установившимися между христианством и старинным языческим миром с его великой культурой. Споры апологетов христианства второго и третьего веков по вопросу, можно или нельзя христианину использовать языческое наследие, не привели к ясным выводам. Тогда когда одни из апологетов находили достоинство в греческой культуре и считали возможным примирить ее с христианством, другие не допускали того, что языческая древность может иметь какую-либо ценность для христианина и отвергали ее. Иное отношение господствовало в Александрии, старинном центре жарких философских и религиозных диспутов, где дискуссии о совместимости древнего язычества с христианством стремились увязать вместе эти два на вид несовместимых элемента. Клемент Александрийский, например, знаменитый автор конца второго века, говорил: «Философия, служа гидом, готовит тех, кто призван Христом, к совершенству »298 Однако проблема взаимоотношений языческой культуры и христианства никоим образом не была решена во время дебатов первых трех веков христианской эры.

Жизнь, однако, делала свое дело, и языческое общество было постепенно обращено в христианство. Процесс этот получил особый размах в IV веке. Ему помогали, с одной стороны, поддержка правительства, с другой – многочисленные так называемые «ереси», которые пробуждали интеллектуальные диспуты, служили доводом для страстных дискуссий и создавали целую серию новых важных вопросов. Тем временем христианство постепенно поглощало многие элементы языческой культуры, так что, согласно Крумбахеру, «христианские положения бессознательно облачались в языческие одеяния».299 Христианская литература IV и V веков обогатилась сочинениями значительных писателей как в области прозы, так и в области поэзии. В то же самое время языческие традиции продолжались и развивались представителями языческой мысли.

На широких просторах Римской империи, внутри границ, которые существовали до персидских и арабских завоеваний VII века, христианский Восток IV и V веков имел множество определенных, хорошо известных литературных центров, основные писатели которых оказывали большое влияние на окружающую их действительность далеко за пределами границ их родных городов и провинций. Каппадокия в Малой Азии имела в IV веке трех знаменитых «каппадокийцев» – Василия Великого, его друга Григория Богослова и Григория Нисского, младшего брата Василия. Важными культурными центрами в Сирии были города Антиохия и Берит (Бейрут) на морском побережье. Последний был наиболее известен своими юридическими изысканиями. Время его славы длилось примерно с 200 г. до 551 г.300 В Палестине Иерусалим в это время еще не полностью оправился от разрушения во времена Тита и, соответственно, не играл очень существенной роли в культурной жизни IV и V веков. Однако Кесария и к концу IV века южнопалестинский город Газа с его процветающей школой знаменитых риторов и поэтов во многом способствовали пополнению богатств мысли и литературы в это время. Однако над ними всеми египетский город Александрия продолжал оставаться центром, который оказывал широчайшее и глубочайшее влияние на весь азиатский Восток. Новый город Константинополь, которому суждено было иметь блестящее будущее во времена Юстиниана, в рассматриваемое время только начинал проявлять признаки литературной активности. Здесь официальная защита латинского языка, несколько оторванная от насущной жизни, была особенно ощутимой. Известное значение в общем культурном и литературном развитии этой эпохи имели два других западных центра восточной империи – Фессалоника и Афины, последняя со своей языческой Академией, заслоненная в последующие годы своим победоносным соперником – Константинопольским университетом.

Читайте также:  Доля в квартире: инструкция по применению

Сопоставление культурного развития восточных и западных провинций Византийской империи показывает интересный феномен: в европейской Греции с ее древним населением умственная и созидательная деятельность была бесконечно малой в сравнении с развитием в провинциях Азии и Африки, несмотря на тот факт, что большая часть этих провинций, согласно Крумбахеру, была «открыта» и колонизирована только со времени Александра Македонского. Тот же исследователь, обращаясь к «нашему любимому современному языку цифр», утверждал, что европейская часть византийских провинций была ответственна только за десять процентов всей культурной продукции этого времени.301 На самом деле подавляющее большинство писателей того времени происходило из Азии и Африки, тогда как после основания Константинополя почти все историки были греками. Патриотическая литература имела блистательный период развития в IV и начале V века.

История Константинополя невероятно сложна и интересна. С приходом на его территорию османских завоевателей и переименования в Стамбул город расцвел. Его триумф продолжался ни одно столетие. Переломным моментом стал 20 век, Первая мировая война. В этой войне Турция оказалась проигравшей стороной, войска Антанты вошли в Стамбул и оккупировали его. Завершение оккупации пришлось на 1923 год, а спустя некоторое время в стране совершилась революция. Новое правительство с националистическими взглядами решило сделать главным городом государства Анкару.

Собор Святой Софии Каракёй Мечеть Ортакёй Стамбульские улицы Турецкая семья на фоне мечети, Стамбул Стамбул, 1960 год Старые улицы Стамбула Трамвай Площадь Беязит, 1958 год

Несмотря на то, что Стамбул потерял звание столицы, он продолжал развиваться и расцветать в течение всего 20 столетия. И сегодня легендарный мегаполис, разделенный на азиатскую и европейскую части, приковывает к себе внимание миллионов иностранцев, являясь современным туристическим и деловым центром.

Введение новой религии и народные восстания

Когда у власти был Юстиниан I, то и дело вспыхивали народные бунты, самым крупным из которых было восстание «Ника». В это время шло активное введение христианства в Византии. Людям буквально навязывали его, угрожая казнями и тюрьмой. Многим сенаторам это было не по душе. И они поднимали простой народ на восстания. Восставшие жгли церкви. Сжигали налоговые бумаги, расписки. Подожгли даже дворец императора. С большим трудом восстание удалось подавить. В результате погибло 35 тысяч человек.

После бунта часть сгоревших зданий восстановили. Например, отстроили Собор Святой Софии. И если раньше, это была небольшая церквушка, то теперь это был великолепный и величественный храм. Также построили множество новых храмов. После Юстиниана император Феодосий окончательно ввёл христианство в Византии.

Стамбул сегодня — самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй великий расцвет Византии и Константинополя начался в 9 веке с приходом к власти Македонской династии (856-1071). В сочетании с большими военными победами над своими тогдашними врагами, болгарами (Василий II также имел прозвище «Убийца болгар») и арабами, грекоязычная культура процветала: наука (высшая школа в Константинополе, основанная Феодосием II в 425 г. один из первых европейских университетов), живопись (в основном фрески и иконы) и литература (в основном ангиография и виньетки). Миссионерская работа была усилена, особенно среди славян, о чем свидетельствует деятельность Кирилла и Мефодия.

В результате спора между Папой Римским и Константинопольским патриархом в 1054 году произошел раскол христианской церкви, центром православной церкви стал Константинополь.

С именем одного из самых известных византийских императоров Юстиниана I, который вступил на престол в 527 году, связаны судьбоносные моменты в истории Византии. В период его правления территория Византийской империи увеличилась почти в два раза. Были завоеваны новые территории:

  • Италия,
  • Часть Пиренейского полуострова,
  • Северная Африка
Читайте также:  Доля в квартире: инструкция по применению

Правление Юстиниана ознаменовалось войнами со славянами, аварами, персами. Хоть им и не удалось захватить больших территорий Византии, некоторые города Византийской империи были разрушены. Юстиниан, которому нужны были средства на ведение войны, обложил население высокими налогами, что привело к бунту. В то же время разразилась эпидемия чумы. Кроме того, при Юстиниане гражданская и церковная власти объединились. Все это привело к ослаблению Византийской империи.

На этом фоне для укрепления монархической власти, Юстиниан ввел понятие «Божьего помазанника». Утверждение о том, что монарх получает власть от Бога легло в основу теории, принятой впоследствии в будущих империях.

В период VI-VII веков многие территории Византийской империи были потеряны из-за войн с персами, славянами, лангобардами и аварами. Даже завоевании Армении византийским императором Ираклием I не спасло ситуацию.

В этот период Византии пришлось воевать с арабами. Угроза нависла над Константинополем, который с 673 по 678 г.г. находился в осаде. Однако применение так называемого «греческого огня» помогло правившему тогда императору Константину IV отстоять столицу Византийской империи.

В этот период греческий язык заменил латинский в качестве государственного языка.

VIII век: с именем правившего в этот период императора Льва III связана победа над арабами и предотвращение дальнейшего распада государства. Кроме того, Лев III известен в истории политикой иконоборчества. Люди, уставшие от войны с арабами возносили молитвы перед иконами в поисках выхода из кризисной ситуации. Лев III стремился ограничить влияние Церкви на государство и общество, проводя политику борьбы с иконопочитанием. Лишь в 787 году императрица Ирина вновь положила конец этой политике.

IX-X века: этот период ознаменовался напряженной ситуацией внутри страны, где из-за возрождения иконоборчества в 821-823 г.г. шла гражданская война между сторонниками и противниками этой политики. На внешних границах империи также было неспокойно. Карл Великий (король Франков) угрожал с Запада. У Восточной границы Византии угрожал Багдадский халифат, захвативший Сицилию и Крит. Не прекращались столкновения с болгарами. В этот трудный период, согласно историческим источникам, Византия впервые стала контактировать с племенами русов. Начавшееся в 867 году правления новой Македонской династии вновь принесло империи могущество и процветание.

Известные имена правителей этой династии:

  • Василий I,
  • Василий II,
  • Иоанн I,
  • Роман I,
  • Константин VII,
  • Никифор II.

В этот период к Византийской империи вновь был присоединен Крит, а также Юг Аппенинского полуострова и Болгарии.

XI-XIX века: в этот период произошло много событий, которые в начале привели к усилению государства, а затем к феодальной раздробленности и в конечном счете к упадку империи.

Большой императорский дворец

От Августейона начиналась так называемая «императорская дорога», которая вела к Халке — парадному входу в Большой императорский дворец. Дворец, располагавшийся к югу от храма Святой Софии, состоял из множества отдельных ансамблей. Первоначальным ядром комплекса был дворец Дафна, построенный императором Константином Великим еще в IV веке у самого Ипподрома и площади Августейон. Потом он расширялся и укреплялся стараниями других императоров — Юстиниана, Феофила и Василия Македонянина.

Большой дворец византийских императоров вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части — Халку, Дафну и собственно Священный дворец. Халка состояла из целого ряда комнат; входили в нее со стороны площади Августейон через железные двери, которые вели в сени. Эти сени, крытые черепицей из золоченой бронзы, состояли из полукруглого двора с поднимавшимся над ним сферическим сводом. Прямо против него находилось квадратное здание с куполом, сплошь украшенное мозаичными композициями на темы военных походов императора Юстиниана. В куполе были изображены император и его супруга Феодора, окруженные синклитом и празднующие триумф над побежденными вандалами и готами. Стены и пол Халки покрывали мраморные плиты.

Огромное пространство к западу от нынешней Голубой мечети когда-то занимал древний Ипподром, устроенный в подражание римскому Большому цирку. Ипподром еще в 203 году начал возводить император Септимий Север, а потом император Константин Великий прибавил к нему уступы, трибуны и другие сооружения, а портики украсил статуями. Длина Ипподрома достигала 400 м, ширина равнялась 180 м, и он мог вместить одновременно до 100−150 тысяч человек. Четыре огромных двери открывались в конце боковых стен; кроме них, на ступени амфитеатра выходили еще маленькие двери. С южной стороны, которая спускалась к морю, часть арены Ипподрома была приподнята при помощи высоких сводчатых стен. Она составляла полукруглую часть Ипподрома и называлась сфендоной.


Похожие записи:

Добавить комментарий